Завтра Погода в Саратове USD 57.57 -0.09 Ai-92 : ()
+4...+5 EUR 68.56 -0.52 Ai-95 : ()
  PetrolPlus.ru

ОПРОС

Чего вы ожидаете от Года дорог в Саратовской области?
10%
Дороги в области станут лучше
38%
Дороги в области станут хуже
37%
Состояние дорог не изменится
0%
Мне это не важно
15%
Какой Год дорог?
Всего голосов: 367

Явление «Форда» саратовскому народу

06/02/2014 - 11:00

Для современной молодежи это покажется непонятно-необъяснимым, но признаюсь честно: лично я в детстве-юности замирал на месте, когда видел какую угодно иномарку на проезжей части, будь это хоть румынская Dacia 1300 или гэдээровский Trabant с корпусом из пластмассы. В одном из домов недалеко от моей весьма средней школы №77, что по дороге в Октябрьское ущелье, то ли жил, то ли регулярно к кому-то приезжал человек - обладатель явно капиталистического "чуда" зеленого цвета. Малышня из начальных классов так и вовсе за этим "крокодилом" вприпрыжку бежала чуть ли не до подъезда. Короче, как там у дедушки Крылова?

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас -
Так за Слоном толпы зевак ходили…

Гораздо позже мы, дети «совка», конечно же, стали понимать, что эти иномарки были не первой, второй и даже не третьей свежести, а каким-то чудом очутившимся в Союзе автохламом. Но тогда все импортное, иностранное, включая пачки из-под сигарет Marlboro и Dunhill и пустые бутылки из-под бренди Metaxa, пивные банки (что сейчас по мере опорожнения сразу же летит в мусорный пакет), выставлялось на всеобщее обозрение за стекло в сервант или «стенку» рядом с отечественным хрусталем.

Сегодня вот снова начал день с просмотра своих любимых сайтов, в список которых входит и «Фотографии старого Саратова», где обнаружил эти снимки. Пересечение ул. Некрасова и проезда Котовского, 1976 год. Как утверждают форумчане, это Ford Mercury Montego. Как попала эта машина в наш славный, но закрытый для иностранного «вторжения», город С. и кто ее владелец? Выставил я эти фотки на свою страничку в одной из «социалок», так активизировались почему-то моментально коллеги, друзья и знакомые.

Вообще в нашем достославном городе автомобилей иностранного, подчеркиваю, капиталистического конвейера были считанные единицы. У меня и моих близких знакомых владельцев такой «роскоши» не было. Как утверждал мастер отечественного детектива и знаток столичного «закулисья» Эдуард Хруцкий в своем романе «Криминальная Москва», в 70-х годах самая крутая тачка – серебристый Mersedes – была у поклонника дочери Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева Галины. Звала его богема Белокаменной Борькой – Цыганом. Который считался артистом цыганского театра «Ромэн» и впоследствии, в перестроечные годы, был уличен в торговле крадеными драгоценностями. У всенародно любимого Владимира Высоцкого тоже был «мерин» цвета «голубой металлик» 450-й модели. Но основными потребителями автоимпрота на всей территории огромного Советского Союза оставались сотрудники советских дипмиссий за рубежом, моряки торгового флота, известные артисты и режиссеры, работники торговли и подпольные предприниматели - «цеховики». Один из коллег, правда, отметил еще одну категорию – знаменитые спортсмены:

«Не знаю, как в 70-е, а в 80-е гг. киевское «Динамо» ездило на «Мерседесах».

Но пришлось ему возразить. Киевляне могли быть исключением из правил. Прочитав достаточное количество мемуаров и биографий наших звезд спорта, я заметил, что они, в большинстве своем, предпочитали отечественные «Волги».

Ясность в «явление «Форда» саратовскому народу» внес президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев:

«Форд» этот, что на фотографиях, был салатного цвета. Мы с одноклассниками в самом начале 80-х рассматривали его на углу улиц Горького и Дзержинского. Муж и жена, нам казалось тогда, весьма почтенного возраста, рассказали, что привезли его из заграничной командировки. И вот что запомнилось! Женщина попросила рассказать папам, у кого есть автомобиль, что они меняют «Форд» на «Жигули». И добавил, поясняя: «В начале 90-х начали мы тогда с друзьями заниматься бизнесом. С первых успехов, естественно, купили себе машины. Я остановился на «четверке» в экспортном варианте с двигателем от «тройки». Друзья же - праворульные «японки». Ведь это так круто! Потом они стали ломаться одна за другой. А вокруг - ничего похожего на автосервис. По каким только гаражам парни не скитались! И потянулась ко мне очередь - давай меняться. Не поменялся. Не то, что такой весь прагматичный. Хотелось, конечно! Но… советчики были умные».

Музыканты группы «Иуда Головлев» Александр Мозгунов и Дмитрий «Джим» Петров совместными усилиями вспомнили о том, что по саратовским дорогам «ездил еще какой-то нереальный, плоский и широкий, как рыба камбала, Buick Le Sabre». Напряглись еще разок: «Был он черного цвета с «блатным» госномером 44-44».

А вот про автомобильную «мажорку» тех далеких уже для кого-то лет никто вспомнить не смог. Тогда «золотая молодежь» тусила не на машинах, а на своих двоих по саратовскому Проспекту, в отличие от нынешней, которая оккупировала всю Волжскую на папиных крутых тачках.

Как справедливо заметил один из моих хороших знакомых, «советский автолюбитель, как правило, отличался сообразительностью. Если у человека была машина, его смело можно было считать механиком. Устройство-то точно все знали».

И тут нарисовалась картина из детства. В выходные мать с утра отправила меня в погреб за картошкой и всякими другими солениями, которые заготовлялись хозяйками на зиму в неимоверных количествах. Непременный атрибут советских уик-эндов: распахнутые настежь ворота гаражей, поднятые капоты машин и торчащие оттуда задницы хозяев авто и их добровольных помощников! Тему развил Максим Альбертович:

«И в ларек посылали одного за пивом разливным! Обтерев замасленные руки о черную уже тряпицу, расстелив на верстаке газетку, воблой пошуршать»!

У более серьезных мужиков были в гаражах булькающие заначки от сварливых жен. И закуски не нужно покупать: спустись только в погреб! Там тебе помидорки-огурчики бочковые, капустка квашеная.

Первый раз свою задницу на сиденье иномарки я ощутил примерно в начале буйных 90-х. Тогда все начали ударяться в бизнес. Мой друг до последнего катался на отцовском «Запорожце», а тут заехал во двор нашего дома на ул. Шелковичной на белоснежной правосторонней «Мазде»! Ну, «крутанул» он со своими подельничками пару вагонов тамбовского сахара! У «сладкоежек» наличного бабла не хватило, вот они и добавили им остаток «японками». Бабульки на лавочке у подъезда моментально притихли, и потом еще долго пережевывали своими беззубыми ртами такую новость. Лет через 15 я увидел его уже за рулем «Мерседеса» премиум-класса все того же белоснежного цвета. Не изменил своим пристрастиям Сергей!

А вот университетский одногруппник Женька Кузьмичев терпеть не мог всех этих модных «наворотов», предпочитая ездить на отечественных «рыдванах» типа 408-го «Москвича» или «убитой» «копейки». Но эти транспортные средства были для крупногабаритного Жени очень малы, поэтому он постоянно страдал и мучился за рулем. Его же дружбаны с 3-го жилучастка вовсю осваивали BMW – «Боевые Машины Вымогателей».

После истфака мы не виделись несколько лет. И вот в один прекрасный день к нашему книжному магазину прямо у гостиницы «Европа» на «кресте» подкатил советский «Паккард» - ЗИС-110. Из него впорхнула крупногабаритная дама с огромной азиатской овчаркой на поводке. С места водителя вышел довольный жизнью Кузьмичев. Евгений по секрету, пока его супруга – «дама с собачкой», пошла на Проспект по магазинам, признался, что купил это чудо практически «в заводской смазке» у какой-то спившейся генеральской дочки.

Но если мой одногруппник приобрел машину Сталина случайно, то есть в Саратове небольшая группа весьма состоятельных людей, которые с ума сходят от ретроавтомобилей. Это коллекционеры, которые годами формируют свои «конюшни». К примеру, цена того же 110-го ЗИСа начинает свой отсчет от 40 тыс $, «Победа», требующая ремонта, обойдется минимум в 1,5 тыс $, ГАЗ – М1 («Эмка») довоенной сборки на ходу – от 55 тыс $.

Признанными авторитетами старинных автомобилей в Саратове являются депутат областной думы Леонид Писной и его недавний коллега по депутатскому корпусу, экс-глава Саратовского района Василий Синичкин. Генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой» не скрывает своего увлечения, регулярно выставляя свою «конюшню» на разного рода пробеги и выставки. Частенько в сопровождении помощника он приезжает по делам в думу то на 21-й «Волге», то чуть ли не на горбатом «Запоре». А на один из недавних парадов ретро-автомобилей выкатил "Виллис" времен Второй мировой.

Но в рукаве его соперника есть козырной туз – пожарный Ford, которому в Новом году исполнится ровно 100 лет! (http://auto.sarinform.ru/img/foto/4_1268826477.JPG). Этот «старичок» тоже регулярно предстает перед глазами горожан, а наиболее смелых малышей еще и катать умудряется. Но это уже совсем другая история.

А ведь еще каких-то четверть века назад в самом центре Саратова праздношатающегося люда было в разы больше машин на дорогах.

Сейчас же, как пели музыканты ВИА «Веселые ребята» примерно в то же время:

Автомобили, автомобили
Буквально все заполонили.
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Введите символы с картинки.
6 + 6 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.